76
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
В данном номере журнала редакция продолжает публикацию материалов о психологической службе в школе (см. Психологическая служба в школе (Круглый стол.— Вопросы психологии. 1982. № 4—5; Кодекс профессиональной этики психологов Общества психологов ВНР. — Вопросы психологии. 1983. № 6) как одной из форм внедрения психологических знаний в практику с целью решения конкретных задач, поставленных реформой общеобразовательной и профессиональной школы.
Публикуемые материалы предлагаются для широкого обсуждения.
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
И.В. ДУБРОВИНА, А.М. ПРИХОЖАН
В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы говорится о задаче усиления связи психологической науки с жизнью школы, об активном внедрении результатов научных исследований в практику обучения и воспитания. Один из путей решения данной задачи — создание в системе народного образования школьной психологической службы.
Первыми в СССР ее организовали эстонские психологи во главе с X.Й. Лийметсом и Ю.Л. Сыэрдом. Поиск оптимальных форм и методов работы школьной психологической службы продолжается. Эти проблемы неоднократно обсуждались на страницах журнала «Вопросы психологии», на Всесоюзных симпозиумах [3], [4], [5].
С 1981 г. в Академии педагогических наук СССР проводится специальный эксперимент (руководитель вице-президент Ю.К. Бабанский), цель которого — разработка модели школьной психологической службы для последующего внедрения ее в широкую практику. В ходе эксперимента проверяются две основные формы школьной психологической службы: 1) работа психолога непосредственно в школе; 2) работа нескольких психологов в роно с целью оказания помощи всем школам района. На основе обобщения опыта первых трех лет деятельности школьной психологической службы в рамках этого эксперимента подготовлен проект Положения о школьной психологической службе, определяющего содержание работы службы, права и обязанности школьного психолога. Основные разделы этого положения мы предлагаем для обсуждения1.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Деятельность школьной психологической службы ставит своей целью «улучшить психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения, выявление их интересов и склонностей, своевременно изучать причины отставания в учебе и недостатков в поведении отдельных учеников, выбирать наиболее эффективные пути их устранения» [1; 70]. Опираясь на профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости
77
от особенностей взаимоотношений школьников со взрослыми и сверстниками, особенностей организации учебно-воспитательного процесса, психолог обеспечивает возможности для индивидуального подхода к ребенку, определяет причины выявленных отклонений и пути их психолого-педагогической коррекции. Этим психологическая служба способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы школы, формированию социально активной, идейно убежденной личности.
2. Школьный психолог осуществляет свою деятельность, руководствуясь настоящим Положением, и в соответствии с запросами администрации школы, учителей, родителей, самих учащихся.
3. В решении всех проблем психолог исходит прежде всего из интересов школьника, задачи его всестороннего и гармоничного развития.
4. Психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом и администрацией школы. Для эффективной работы службы существенным является знакомство педагога с психологической проблематикой, что позволяет ему в каждом случае правильно поставить перед психологом задачу. От психолога, в свою очередь, требуется хорошая осведомленность в вопросах педагогики и дидактики, теории воспитания. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к учащемуся, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы и с отдельными школьниками, и с детским коллективом в целом следует рассматривать как необходимое условие обеспечения работы службы.
5. Деятельность школьной психологической службы ориентирована преимущественно на учащихся. Работа с администрацией школы, членами педагогического коллектива, родителями подчинена этой основной задаче.
6. Деятельность школьной психологической службы направлена не только на диагностику психологических причин тех или иных особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, но и на профилактику и устранение различного рода нарушений. Отсюда вытекает необходимость активного участия школьного психолога в коррекции выявленных отклонений.
7. Психологическую службу в школе осуществляют специалисты, получившие общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики и психокоррекции. Педагоги, привлеченные к работе школьной психологической службы, должны пройти специальное обучение и приобрести соответствующую квалификацию. Квалификация школьного психолога подтверждается документом высшего учебного заведения.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В соответствии с основными целями школьной психологической службы содержание ее работы определяется:
1. Важностью психолого-педагогического изучения школьников для обеспечения индивидуального подхода на протяжении всего периода обучения.
2. Необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития ученика на каждом возрастном этапе, успешной адаптации к требованиям обучения при поступлении в I класс и переходе на каждую новую ступень школы (из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней — в среднюю общеобразовательную и профессиональную).
3. Задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся.
4. Научно-практическими задачами школьной психологической службы.
Работа школьного психолога проводится по следующим направлениям:
I. Психопрофилактическая работа
Данное направление определяется ориентацией школьной психологической службы на изучение учащихся с целью обеспечения индивидуального подхода к ним, предупреждения трудностей в интеллектуальном и личностном развитии. Психопрофилактическая работа может проводиться с отдельными учащимися,
78
группами учащихся и классами.
В процессе психопрофилактической работы школьный психолог осуществляет следующие мероприятия:
1. По запросам учителей и администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы и склонности.
2. Участвует в приеме детей в I класс, диагностируя психологическую готовность к школьному обучению, его работа направлена на раннее выявление возможных отклонений и их коррекцию; предлагает родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к обучению; совместно с учителями намечает программу индивидуальной работы с детьми для лучшей их адаптации к школе, для обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе обучения.
3. Проводит психологическое обследование детей при переходе их из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней — в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечает совместно с учителями, родителями, мастерами программу индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуальной готовности к обучению на новом этапе.
II. Диагностическая работа
Это направление определяется ориентацией школьной психологической службы на выявление причин нарушений в обучении и воспитании учащихся. Диагностическая работа может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами.
Школьные психологи могут осуществлять диагностику психологической готовности учащихся к поступлению в школу, к переходу из начальной школы в среднюю; из неполной средней в среднюю общеобразовательную и профессиональную школы; психологических причин неуспеваемости (общей и по отдельным предметам); недисциплинированности учащихся; интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, формированию социально активной личности; нарушений межличностных отношений учащегося со сверстниками, межличностных отношений в классе; нарушений отношений учащегося и педагога, класса и педагога.
Диагностическая работа проводится специальными психодиагностическими методами, утвержденными в научно-методическом центре службы.
III. Коррекционная работа
Направление этой работы связано с устранением отклонений в воспитании и обучении учащихся. Коррекция может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами.
Программа коррекции включает психологическую и педагогическую части. Психологическую часть планирует и осуществляет школьный психолог. Педагогическую составляют школьный психолог и учитель, а выполняют педагог и родители с помощью школьного психолога.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда определенные отклонения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания. В тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере нарушений, он рекомендует родителям обратиться в соответствующие учреждения.
IV. Консультативная работа
При осуществлении консультативной работы школьный психолог решает следующие задачи:
1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по психологическим проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер.
2. Проводит индивидуальное консультирование учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.
3. Консультирует группы учащихся и классы в целом по проблемам самовоспитания,
79
культуры умственного труда и т.п.
4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, общешкольных и классных родительских собраниях.
5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних райотделов милиции проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений при лишении родительских прав, направлении школьников в специальные учебные заведения и т.п.
V. Вспомогательные задачи
1. Школьный психолог организует педагогические консилиумы для психологического анализа поведения и успеваемости учащихся, способствуя наиболее полному раскрытию индивидуальных особенностей личности и способностей учащихся.
2. Психолог принимает участие в работе педагогического совета школы.
3. На базе психологического кабинета и библиотеки школы психолог комплектует библиотеку психолого-педагогической литературой по проблемам обучения и воспитания детей разных возрастов и психологической литературой для учащихся.
РАЗДЕЛ IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
1. Школьный психолог несет персональную профессиональную ответственность за точность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, ход и результаты работы с учащимися, обоснованность даваемых рекомендаций.
2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.
РАЗДЕЛ V. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
В своей деятельности школьный психолог обязан:
1. Руководствоваться Уставом средней общеобразовательной школы, настоящим Положением и нормативными документами Министерства просвещения СССР.
2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции.
3. В решении всех вопросов исходить из интересов школьника и целей общественного воспитания.
4. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультационной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.
5. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы.
6. Информировать педагогический совет и администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 4 данного раздела Положения о школьной психологической службе.
7. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу школы в решении основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся и преодолением отклонений в обучении и воспитании школьника.
8. Оказывать помощь родителям учащихся в решении проблем воспитания.
9. Оказывать помощь учащимся в решении их индивидуальных проблем.
10. Применять в диагностической работе только те методы, которые утверждены научно-методическими центрами.
11. При соответствующих показаниях рекомендовать и в тактичной форме убеждать родителей в необходимости обратиться в медицинские, дефектологические и другие учреждения.
12. Вести запись и регистрацию всех видов работы по установленной форме.
13. С соблюдением установленных сроков и формы отчитываться о ходе
80
и результатах работы перед вышестоящими организациями и научно-методическим центром.
14. Иметь в школе психологический кабинет, оборудованный в соответствии с требованиями, разработанными в научно-методических центрах службы.
15. Участвовать в работе методического семинара школьных психологов при научно-методическом центре.
16. Школьному психологу запрещается проведение обследований, которые противоречат морально-этическим нормам социалистического общества.
Школьный психолог имеет право:
1. Принимать участие в педсоветах, педагогических консилиумах, в заседаниях методических объединений учителей и высказывать свое мнение об учащихся.
2. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия групп продленного дня для проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
3. Знакомиться с документацией школы.
4. Проводить в школе групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты по заданию научно-исследовательских центров.
5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, в газетах и пр.
6. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений.
7. Иметь учебную и факультативную нагрузку в объеме до 240 ч в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.
8. Обращаться в случае необходимости через руководство школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью школьнику (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т.п.).
9. Консультироваться в центре профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением школьника.
10. Рекомендовать родителям в случае необходимости обращаться в центры помощи семье.
11. Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения2.
12. Участвовать в работе медико-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.
13. Обращаться в научно-методические центры по вопросам научного обеспечения службы.
14. Ставить перед органами народного образования вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе.
15. Участвовать под руководством научно-методических центров в разработке новых диагностических методов, написании методических рекомендаций; осуществлении научно-исследовательской работы.
РАЗДЕЛ VII. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Научно-методическое обеспечение школьной психологической службы, в частности разработка нормативных и других видов документации, осуществляется научно-методическими центрами: советом при АПН СССР и Министерстве просвещения СССР, лабораторией в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, группами при кафедрах психологии (психологии и педагогики) педагогических институтов на местах.
В процессе своей деятельности центры решают следующие задачи: создают новые и адаптируют к особенностям деятельности школьной психологической службы уже имеющиеся диагностические приемы и методы; разрабатывают методы и приемы психологической коррекции с учетом специфики школьной психологической службы; дают общие рекомендации для учителей и родителей по преодолению определенных отклонений в развитии
81
школьников; разрабатывают методы и приемы психологического консультирования разных категорий воспитателей I и учащихся; изучают научные проблемы, связанные с эффективным решением вопросов, стоящих перед школьным психологом; создают программы диагностико-коррекционной и диагностико-консультативной работы по наиболее распространенным видам отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся, нарушений отношений школьников со взрослыми и сверстниками, а также программы изучения психического развития учащихся разных возрастов; утверждают методы психодиагностики и психокоррекции для использования в практической деятельности школьного психолога; ведут работу по теоретическому обоснованию деятельности службы, обобщению опыта ее работы; подготавливают необходимые нормативные документы о деятельности школьной психологической службы; проводят методические семинары для школьных психологов, консультируют школьных психологов; разрабатывают программы профессиональной подготовки и переподготовки школьных психологов; осуществляют переаттестацию школьных психологов. Научно-методическими задачами школьных психологов являются: анализ получаемых запросов, результатов психопрофилактической работы и постановка на основе этого перед научно-методическими центрами проблем, требующих срочной научной разработки для обеспечения эффективной деятельности службы; проверка и внедрение рекомендуемых научно-методическими центрами методов работы, оценка эффективности методических рекомендаций; представление в центр необходимых сведений статистического и качественного характера.
РАЗДЕЛ IX. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
1. Специалисты для школьной психологической службы готовятся на психологических факультетах и отделениях университетов и педагогических вузов.
2. Специалисты получают квалификацию «школьный психолог», подтверждаемую дипломом соответствующего высшего учебного заведения.
3. В программу подготовки школьного психолога помимо общепсихологического курса включаются углубленные курсы: детской, возрастной и педагогической психологии; теоретический и практический курс психодиагностики, теоретический и практический курс психологической коррекции, теоретический и практический курс психологического консультирования с учетом специфики школьной психологической службы. Предусматривается чтение курсов по психологии личности, социальной психологии, психологии учителя, ориентированных на практическое использование.
4. Рекомендуются общеознакомительные курсы: дидактика, педагогика, методика преподавания отдельных учебных предметов, теория и методика воспитания; медицинская психология, патопсихология, психиатрия, дефектология; основы советского законодательства (законы о всеобуче, о браке и семье, об охране материнства и детства), управление народным образованием (вопросы управления народным образованием в стране и в отдельных республиках; совместной работы органов народного образования и здравоохранения, органов народного образования и органов внутренних дел).
5. Педагоги, привлеченные к работе в школьной психологической службе, должны иметь высшее педагогическое образование и пройти курсы переподготовки.
6. Курсы переподготовки для педагогов проводятся с отрывом от производства по специальной программе двухлетнего обучения. Программа предусматривает изучение детской и педагогической психологии, психодиагностики, коррекции и психологического консультирования с учетом специфики школьной психологической службы.
7. Окончившие курсы переподготовки получают свидетельство о присвоении соответствующей квалификации.
8 Работники школьной психологической службы проходят переподготовку и переаттестацию в порядке, предусмотренном для работников народного образования.
82
*
В заключение остановимся на некоторых пунктах Положения, отражающих нашу точку зрения на некоторые дискуссионные вопросы организации школьной психологической службы.
Прежде всего, ради чего организуется служба — о ее задачах, функциях психолога в учебно-воспитательном процессе. Предлагаемой в данном Положении точке зрения на этот вопрос — психологическая служба направлена прежде всего на обеспечение индивидуального подхода к школьникам, диагностику и коррекцию трудных случаев в обучении и воспитании — противостоит другая точка зрения, согласно которой психолог является заместителем директора школы и должен отвечать за психологическое обеспечение всего учебно-воспитательного процесса, участвовать во всех мероприятиях школы.
Мы думаем, что последний подход, при всей его привлекательности, вместе с тем выходит за рамки современных профессиональных возможностей психолога; он ставит новое в школе лицо — психолога — в роль наставника других участников учебно-воспитательного процесса, специалистов в своей области. Для успешного выполнения этих задач психолог должен иметь по существу универсальную подготовку не только в самых различных областях психологии, но и в педагогике, дидактике, медицине, дефектологии и пр., обладать самым широким набором профессиональных навыков практического характера — от умения провести беседу и лекцию до социально-психологического тренинга. Представляется, что в настоящее время ни одно учебное заведение не готовит таких специалистов.
Преимуществом первого подхода, с нашей точки зрения, является то, что психолог может действовать, оставаясь строго в границах своей профессиональной компетенции, и выполнять конкретную роль в учебно-воспитательном процессе. Эксперимент АПН СССР показал, что адаптация психолога в школе проходит успешнее и он скорее становится необходимым членом педагогического коллектива, если четко очерчены его профессиональные задачи наряду с задачами других специалистов. Именно поэтому в данном Положении подчеркнуто, что психолог в основном осуществляет свою деятельность в соответствии с запросами других участников учебно-воспитательного процесса, т.е. является не наставником, а советчиком. Это определило и программу подготовки школьного психолога, предложенную в Положении.
Второй вопрос, на котором хотелось бы остановиться, касается специфики психодиагностики в системе школьной психологической службы. Сейчас в работе некоторых школьных психологов (особенно, тех, которые действуют стихийно, без связи с какими-либо научными коллективами) есть тенденция понимать ее как простое психологическое измерение с помощью тестов, в результате чего детей делят на соответствующие группы.
Мы не будем здесь касаться вопроса о том, каков диагностический уровень применяемых в этих случаях тестов, насколько они адаптированы, стандартизированы и валидизированы на различных отечественных выборках. Дело не столько в этой, хотя и очень важной, но технической стороне вопроса, сколько в том, что психологическое измерение в рамках школьной психологической службы не может быть, с нашей точки зрения, самоцелью. Задача службы — не разделение детей на определенные группы, а постановка психологического диагноза, т.е. выяснение причин, факторов, влияющих на возникновение тех или иных особенностей поведения и развития школьника для того, чтобы найти лучшие, наиболее эффективные способы работы с ним, индивидуального подхода к нему.
Поэтому психологический диагноз — это развернутый анализ причин возникновения определенных особенностей учащегося, выделяющий положительные и отрицательные, сильные и слабые его стороны. В такой ориентации психодиагностики мы базируемся на взглядах Л.С. Выготского, который убедительно показал, что диагностика должна быть направлена на заключение о внутренней природе, сущности
83
лежащих за результатами измерения процессов развития [2].
При этом особое внимание должно быть уделено таким причинам, на которые может реально воздействовать школьный психолог. Например, если установлено, что отставание школьника в учебе обусловлено неблагоприятной обстановкой в семье, в результате чего у него не сформированы требуемые для его возраста навыки волевого поведения, то школьному психологу при постановке диагноза и разработке коррекционных мероприятий особое внимание следует обратить на развитие воли ребенка. Подчеркнем еще раз, что нам представляется принципиально важным, чтобы психолог в рамках своих обязанностей действовал строго в границах своей профессиональной компетенции. Только в этом случае можно будет говорить о введении новой специальности3.
Исходя из сказанного, мы считаем, что школьным психологом должен работать специалист, получивший профессиональное образование в области общей, детской и педагогической психологии. Сторонники другой точки зрения считают, что школьными психологами должны работать учителя, имеющие стаж работы в школе и прошедшие курсы переподготовки. Именно синтез педагогического и психологического подхода к ребенку, считают они, поможет психологу наиболее успешно выполнять свои обязанности. Крайним выражением этой позиции является представление о том, что психологическая служба в школе не нужна, вместо этого надо изменить психологическую подготовку учителей в педвузах, сформировав у них «психологический взгляд» на учащегося, что позволит им в ходе основной работы попутно решать задачи индивидуального изучения детей, выявления причин недисциплинированности, неуспеваемости и т.п.
С такой точкой зрения трудно согласиться. В процессе работы со школьником у педагога и психолога при общей цели — воспитании личности социалистического типа — разные задачи. Для психолога важно понять потребности, особенности школьника и исходя из этого составить программу целенаправленного психолого-педагогического воздействия на учащегося. Речь, следовательно, должна идти не о синтезе в одном лице психолога и педагога, а об их совместной работе, взаимодополняемости позиций в подходе к учащемуся.
Подводя итоги, отметим, что организация школьной психологической службы означает по существу введение новой специальности детского психолога-практика. При этом важно учитывать, что обширные знания по детской психологии не могут быть непосредственно внедрены в школу. Требуется специальная работа по переводу этих знаний на язык практики. Другими словами, необходима разработка новой отрасли детской психологии — прикладной. Только при этих условиях возможна, с нашей точки зрения, полноценная научная обеспеченность службы.
В настоящее время опыт, имеющийся в организации школьной психологической службы у нас в стране, очень разрознен, не обобщается и не анализируется. Видимо, настало время создания координационного совета, объединяющего и направляющего эту работу.
1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. — М., 1984. — 112 с.
2. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. — Собр. соч. Т. 5. С. 257—321.
3. Психологическая служба в СССР: ее задачи и организация (Круглый стол). — Вопр. психол. 1979, № 2. С. 3—26; № 3. С. 123—128.
4. Психологическая служба в школе (Круглый стол). — Вопр. психол. 1982. № 3. С. 62— 93; № 4. С. 75—103.
5. Психологическая служба в школе: Материалы Всесоюзного симпозиума / Под ред. Э.М. Верник и др. — Таллин, 1983. — Т. I. — 155 с.; т. II — 191 с.
Поступила в редакцию 11.XI 1984 г.
1 В настоящей публикации опущены разделы, касающиеся структуры службы и организационных вопросов ее деятельности. Нумерация разделов в документе сохранена.
2 Для обеспечения этого пункта необходимо предусмотреть договор на уровне Министерства просвещения СССР и Министерства здравоохранения СССР о возможности ознакомления работников школьной психологической службы с медицинским диагнозом.
3 Это не означает, конечно, что в указанном выше случае психолог не может принимать никаких мер по нормализации семейной обстановки школьника, однако важно при этом, чтобы и он, и окружающие понимали, где он кончает действовать как профессионал и начинает выступать как общественное лицо. Особенно важно, чтобы эта общественная позиция не заменила собой его профессиональных задач.